Учебная задача: выполнить прямые и кривые линии от руки и «на глаз»,
разделить их на равные части; осуществлять в процессе работы самоконтроль;
выполнять работу точно и аккуратно.
Результат практической работы: изображение от руки и «на глаз» прямых и кривых линий.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А3, карандаши различной мягкости, ластик.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- как организовать рабочее место для выполнения практических работ;
- материалы и принадлежности для рисования;
- закономерности восприятия и построения формы изображаемого предмета;
- способы изображения предмета на плоскости;
- линии, применяемые в рисунке;
- статика и динамика;
- выразительный характер линий;
- определение понятий: композиция, равновесие, симметрия, асимметрия, доминанта, контраст, членение и др.
Обращайтесь к средствам обучения:
плакаты;
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
линейная
перспектива,
·
виды штриховки.
|
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1. Провести прямые
линии через заранее намеченные точки;
2. Провести от руки и «на глаз» через одинаковое
расстояние десять горизонтальных, вертикальных и под углом 45 градусов
параллельных линий.
1. Поделить вертикальные
линии на равные 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 части (на глаз).
2. Провести линии прямые, кривые, тонкие, толстые,
плавные, «жёсткие» «весёлые», и «колючие» и другие (придумайте сами).
3. Изобразить на листе бумаги
по три симметричных и асимметричных предмета.
Полезные
советы:
Нужно правильно держать в
руке карандаш, он держится не так, как пишущий держит ручку.
Рисунок должен располагаться
под прямым углом к центральному лучу зрения.
– Точно и аккуратно выполненные упражнения способствуют развитию глазомера и чувства пропорций.
– Точно и аккуратно выполненные упражнения способствуют развитию глазомера и чувства пропорций.
Практическая работа
№ 2.
Рисование каркасных геометрических тел
Учебная задача: освоить построение каркасных геометрических тел, их
тональное решение, осуществлять в процессе работы сравнение, анализ,
самоконтроль; выполнять работу точно и аккуратно.
Результат практической работы: рисунок каркасных геометрических тел их тональная
проработка.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А4,
карандаши различной мягкости, ластик.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- закономерности композиции;
- закономерности линейной перспективы;
- закономерности воздушной перспективы;
- виды перспективы в зависимости от ракурса;
- приемы построения геометрических фигур в перспективе;
- градации светотени (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень).
Обращайтесь к средствам обучения:
плакаты;
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
линейная
перспектива,
·
виды штриховки.
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1.
Изучить натурную
постановку, представить ее внешнее и внутреннее строение.
2.
Определить точку
зрения.
3.
Разместить и
уравновесить предметы на плоскости листа (наметить крайние точки будущего
изображения сверху, снизу, справа и
слева).
4.
Определить линию
горизонта и точки схода.
5.
Определить
пропорции геометрических тел.
6. Построить куб, цилиндр и
другие геометрические тела.
7. Выявить объём предметов при
помощи светотеневой проработки.
8. Привести работу к общей
композиционной целостности.
9. Осуществить самооценку выполненной работы и принять
участие в анализе и оценке работ других учащихся совместно с преподавателем.
Полезные
советы:
Для облегчения поиска композиции (расположения) в
листе необходимо вырезать из плотной бумаги прямоугольник 8х10 см. и в нем
отверстие 3х4 см. Поворачивая, приближая или удаляя эту рамку, глядя в нее
прищуренным взглядом, вы увидите тот момент, когда в ней будет красиво
расположен лимон или другой предмет, который вы будете рисовать.
Геометрические фигуры в перспективе изменяют
свою форму.
Начинать роботу
необходимо с построения их нижних оснований на плоскости.
– Этапы
рисования куба в перспективе.
Тональная проработка
предметов должна быть выполнена одним видом штриховки.
При выполнении рисунка, вначале пользуйся карандашами
средней твёрдости, а заканчивай рисунок мягкими карандашами.
Практическая
работа № 3
Рисование предметов сложной геометрической
формы
Учебная задача: выполнить с натуры рисунок предметов сложной
геометрической формы, применяя законы перспективы и тональное решение, осуществлять
в процессе выполнения работы сравнение, анализ и самоконтроль.
Результат практической работы: рисунок предметов сложной геометрической формы.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А3,
карандаши различной мягкости, ластик.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- закономерности композиции;
- закономерности линейной перспективы (линия горизонта, точка схода);
- закономерности воздушной перспективы;
- виды перспективы в зависимости от ракурса;
- приемы построения геометрических фигур в перспективе;
- градации светотени (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень).
Обращайтесь к средствам обучения:
плакаты;
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
линейная
перспектива,
·
виды штриховки,
·
построение в
перспективе тел вращения.
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1. Композиционно разместить предметы на плоскости листа.
2. Определить границы рисунка.
3. Определить пропорции предметов, наметить их общую
форму.
4. Осуществить конструктивный анализ формы предметов,
разбить их на простые геометрические формы.
5. Выявить объём предметов при
помощи светотоновой проработки.
6.
Проверка и обобщение рисунка.
7. Осуществить самооценку выполненной работы и принять
участие в анализе и оценке работ других учащихся совместно с педагогом.
Полезные
советы:
Нужно правильно разместить
предметы на листе бумаги (рисунок на
листе бумаги не должен казаться слишком маленьким или слишком большим).
Сложные по форме предметы нужно разбить на более
простые.
– Изображение форм предметов, после определения их общих пропорций, нужно
начинать с определения их оснований на плоскости подставки (стола).
Целесообразно начинать выявление объема с
собственной тени предметов, соблюдая целостность изображения.
Фон изображается различно около теневых и освещенных
мест формы
При выполнении рисунка, вначале пользуются
карандашами средней твёрдости, а заканчивается рисунок мягкими карандашами.
– Чаще обращайтесь к средствам обучения.
Практическая
работа № 4
Рисование натюрморта из предметов быта
и художественных промыслов
Учебная задача: выполнить с натуры, применяя законы перспективы,
натюрморт из предметов быта и художественных промыслов, осуществить их
тональное решение; осуществлять сравнение, самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
Результат практической работы: рисунок натюрморта из предметов быта и художественных
промыслов.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А3, карандаши различной мягкости, ластик.
Обращайтесь к средствам обучения:
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
линейная
перспектива,
·
виды штриховки,
·
построение
падающей тени.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- закономерности композиции;
- закономерности линейной перспективы;
- закономерности воздушной перспективы;
- виды перспективы в зависимости от ракурса;
- приемы построения геометрических тел в перспективе;
- градации светотени (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.)
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1. Определить границы рисунка.
2. Осуществить композиционное размещение изображения на
листе бумаги.
3. Осуществить конструктивный анализ формы предметов.
4.
Разбить их на
простые геометрические формы.
5.
Определить
границы собственной и падающей теней.
6.
Выявить объём предметов с помощью светотональной проработки.
7.
Проверка и обобщение рисунка.
8.
Осуществить
самооценку выполненной работы и принять участие в анализе и оценке работ других
учащихся.
Полезные
советы:
Сложные по форме предметы нужно разбить на более простые. Например, форма бака самовара
сложная, но её можно привести к простому геометрическому телу усечённому
конусу вершиной вниз.
В рисунке нужно передать не только правильные
пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга.
Необходимо точно найти расположение всех оснований предметов
на плоскости стола, построить их каркасные формы.
Нужно начинать рисунок с определения композиционного
центра натюрморта, проведения вертикальной и горизонтальной линий через центр
листа работы (они будут служить пространственными координатами для определения
наклона различных элементов модели).
Нужно
идти от крупных форм к деталям, а форму «лепить» в рисунке светом и тенью.
Рисование однотонной драпировки
(складок)
Учебная задача: выполнить рисунок драпировки с натуры и ее тональное
решение; осуществлять в процессе работы анализ, сравнение, самоконтроль и
самооценку работы.
Результат практической работы: рисунок однотонной драпировки.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А3,
карандаши различной мягкости, ластик.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- закономерности композиции;
- пластические свойства различных материалов;
- виды драпировок и складок;
- градации светотени (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.)
Обращайтесь к средствам обучения:
однотонные ткани с различной
степенью драпируемости;
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
складки и
драпировки,
·
виды штриховки,
·
построение в
перспективе тел вращения.
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1. Композиционное размещение драпировки на плоскости
листа.
2. Определить границы рисунка.
3. Определить направление складок (параллельные,
диагональные, радиальные (лучевые)).
4. Определить характер складок с учетом свойств материала
(мягкие, струящиеся, жесткие, торчащие, упругие, вялые и др.).
5. Построить контуры
изгибов складок в драпировке.
6. Выявить объём драпировки при
помощи светотеневой проработки.
7.
Расставить
акценты в рисунке.
8. Осуществить самооценку выполненной работы и принять
участие в анализе и оценке работ других учащихся.
Полезные советы:
– Сложные драпировки состоят из простых складок.
– Главные складки идут от опорных точек и имеют вид
конусов.
–
Целесообразно начинать штриховку всех теневых мест драпировки и падающую от нее
тень, затем накладывать на драпировку полутона.
– Для выявления объема штрихи лучше всего класть по
форме их движения, а в углублениях вдоль натяжения поверхности ткани.
Практическая
работа № 6
Рисование симметричной гипсовой розетки
растительного орнамента
Учебная задача: выполнить рисунок симметричной гипсовой розетки
растительного орнамента, передать ее объем светотенью, осуществлять в процессе
работы анализ, сравнение, самоконтроль, оценить свою работу и работы других
учащихся.
Результат практической работы: рисунок симметричной
гипсовой розетки растительного орнамента.
Инструменты и приспособления: бумага Ф-А3,
карандаши различной мягкости, ластик.
Для
выполнения практической работы необходимо знать:
- закономерности композиции;
- закономерности перспективы;
- виды перспективы в зависимости от ракурса;
- приемы построения предметов в перспективе;
- градации светотени (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень).
Обращайтесь к средствам обучения:
гипсовая розетка;
творческие работы учащихся;
раздаточный материал:
·
Построение тел в
перспективе;
·
виды штриховки.
Рекомендуемые этапы выполнения работы:
1. Определить композиционное размещение гипсовой розетки
вместе с плинтом на листе бумаги.
2. Выявить главную ось движения.
3.
Нанести линии,
определяющие основную массу орнамента.
4.
Наметить
вспомогательными линиям узловые пункты лепестков.
5. Выполнить линейный рисунок с учетом перспективы.
6.
Наметить ближние
и дальние симметричные лепестки с учетом перспективы.
7.
Прорисовать
изгибы лепестков, цветков, веток.
8.
Выявить объемную
форму светотенью (подчеркнуть характер изгиба форм, сопоставить силу тонов как
в тени, так и на свету).
9. Обобщение рисунка.
10. Осуществить самооценку выполненной работы и принять
участие в анализе и оценке работ других учащихся.
Полезные советы:
Изображение
начинать необходимо с прямоугольной плиты, важно правильно определить основные
габаритные размеры с учетом перспективного сокращения.
Рисование
орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются основой
построения симметричного орнамента.
Работая над деталями, не следует терять из вида уже
намеченную большую форму.
Все время уточняем
построение орнамента, его расположение на гипсовой плите.



















Комментариев нет:
Отправить комментарий